С 27 по 30 Сентября канское небо было занято самолетами юных пилотов. Был слышен шум небольшого моторчика и высоко в небе, касаясь почти самых облаков, были видны красивые модели. Они летели все выше и выше, покоряя небесные просторы.
Эти краевые соревнования, в которых принимали участия дети и юноши прошли в городе Канске на кордодроме и старом гражданском аэродроме. В Соревнованиях принимали участие восемь команды из шести территорий: Бородино, Железногорск, Кодинск Красноярск, Ачинск и команда города Канска.
Можно было увидеть различные модели: кордовые, радиоуправляемые и метательные планеры. Все эти модели были под четким руководством юных ребят, которым, казалось, хотелось покорить все небо.
У каждой из этих моделей была своя задача. Показать лучшую скорость или отлично выполнить ленивую восьмерку – между прочим, довольно сложные пилотажный элемент этих соревнований.
«Кордовые скоростные, копии моделей самолетов. У кордовых задача пролететь на большой скорости девять кругов. У кого будет самая большая скорость, тот и одержал победу. А по моделям копиям: модели будут оцениваться визуально, на соответствие чертежу. Ведь это копии настоящих самолетов. Они должны повторять все. От открытого люка, до сброса листовок или бомб. И плюс еще полет. Полетная программа состоит из программы настоящего самолета: запустить двигатель, проехать по дороге, получить разрешение на взлет, начать взлетать. Потом он должен пролететь пять кругов, сделать так называемый конвейер, приземлиться, прокатиться и снова взлететь. Сделать пару фигур. Есть фигура ленивая восьмерка. Она довольно сложная и представляет из себя круг, стороны которого завален под 45 градусов. Будут модели пилотажные, которые выполняют высшие фигуры пилотажа.» - Об этом нам рассказал Карелый Валерий Васильевич, судья республиканской категории.
Соревнования были очень познавательны. Невозможно было оторвать взгляда от пролетающего в облаках самолета, который выполнял самые трудные задачи или набирал самую немыслимую скорость. 163 километра в час – самая большая скорость, которую набрал самолет на кордодроме.
Были и ужасающие падения этих самолетов. С большой скоростью они приземлялись носом об асфальт, улетали в другу сторону или просто не смогли взлететь. Но не смотря на такие неудачи, не один из участников не пал духом. Все они возвращались и снова поправляли что-то в своих самолетах, чтобы в следующий раз модель не потерпела такого крушения.
Захаров Александр, участник из города Ужур: «Чтобы хорошо запустить свою модель, нужно сначала хорошо учиться на ней летать. Стать с ней одним целым: знать недостатки и плюсы своей модели. Мой самолет падал из-за того, что корды были плохо натянуты. Все зависит именно от них: как натянешь корд, так и полетит.»
Эти недостатки в своей модели и исправляли ребята. Натягивали корды посильнее и заменяли поломанные детали. А преподаватели, чуть строгие на первый взгляд, внимательно следили за действиями мальчишек и помогали им, также увлеченно.
«Еще очень важна психологическая подготовка юного пилота. Летчик в этом возрасте такой эмоциональный человек, что если что-то пойдет не так, он может все лишь усугубить. И задача преподавателя в том, чтобы он подбодрил своего подопечного так, чтобы эмоции того были в полном порядке.» - так отозвался Карелый Валерий Васильевич, судья республиканской категории о том, что нужно для победы на этих соревнованиях.
Поддержка – самое главное и незаменимое. Юным летчикам всегда важно знать, что рядом с ними находится кто-то, кто за них переживает и поможет.
Поглядеть на соревнования приходили те, кто о них знал и те, кто слышал шум небольшого мотора. Родители и дети, прохожие люди, которые спешили по своим делам, но решили прерваться и посмотреть на то, что же происходит в заброшенном парке. Можно было даже повстречать целое поколение людей, кто этим занимался.
«Есть уже несколько поколений людей, кто занимается этим делом. Отцы, бывшие чемпионы, приводят своих детей, а те своих детей. Семейные традиции» - пояснил Руленко Сергей Анатольевич, директор ЦТТ.
Будучи на аэродроме мы видели довольные лица ребят, которые запускали свои модели все выше и выше, почти скрываясь за облаками. Делали высшие фигуры пилотажа и набирали неплохую скорость. Даже прохладная погода, какая была на тот момент, не могла оторвать ребят от их занятия.
Команда Канска присутствовала в составе пяти человек: Новиков Никита, Барышников Костя, Федоров Святослав, Иванов Женя, Кайль Денис. Под четки руководством Педагога дополнительного образования Шурякова Александра Анатольевича, Руководителя Авиамодельного клуба ЦТТ.
Самым юным участником был Иванов Женя, который одержал маленькую победу, но был очень ей рад: «Я сегодня стал чемпионом пилотажных самолетов, и я этому очень радовался, и гордился».
Находясь под четким руководством Шурякова Александра Анатольевича, Евгений Иванов смог одержать свою небольшую победу, которая, быть может, стала для него довольно важной.
«Сила воли и тренировки. Если спортсмен не тренируется, то результаты его будут низкие. Нужно держать физическую форму и работать головой. Здесь и опыт нужен. Как раз на соревнованиях они всего этого и набирают. Мы часто тренируемся: отправляемся на аэропорт, в лагерь летом и различные походы» - поглядывая на взлетающие самолеты, поделился этим маленьким секретом Шуряков Александр Анатольевич.
И судя по всему, ребята обретают самый незаменимый опыт в этом деле. Смотря на другие команды, участники улавливают многие секреты и, конечно же, делятся своими. Со стороны казалось, что это вовсе не соревнования, а просто небольшой отдых, где каждый ребят из разных регионов, может показать то, что умеет делать его модель и научить этому других. Ребята выглядели очень сплоченными, как и их преподаватели.
Руленко Сергей Анатольевич, директор ЦТТ: «Авиамоделизм достаточно интересный вид спорта, который появился в Канске с момента появления детской технической станции в 1936 году. Тогда было популярно в стране такой направление работы, которое сопровождалось лозунгом: «Юноши и Девушки на планер! В Авиацию!». Стали появляться аэроклубы, так и у нас одним из первых кружков был авиамодельный. Было множество различных моделей, которые юноши и девушки создавали сами. Многие потом становились летчиками, штурманами и техниками на гражданских или военных самолетах»
Смотря на этих юных ребят, невольно задумываешься о том, что среди них есть будущие герои и инженеры. Летчики, которые смогут покорить высокое небо нашего мира и прославить не только свое имя, но и имя своего города, своей родины. Подумать только, во что может перерасти детское хобби и каких высот можно достичь. Ведь и правда, все начинается с малого, с малой высоты и небольшой модели.
Федоров Святослав, авиамодельный клуб ЦТТ: «Занимаюсь я этим делом шестой год. Я хотел бы стать летчиком на военных самолетах, скорее всего это будут истребители. Уже готовлюсь к этому. Занимаюсь спортом и изучаю все, что должен буду знать».
Екатерина Купцова
студия «Лабиринт +» ЦТТ
Команда авиамоделистов Центра детского технического творчества заняла по итогам краевых соревнований 1 место. В личном зачете отличились Федоров Святослав (диплом за 1 место в классе кордовых пилотажных моделей F2B, диплом за 1 место в классе планеров HLG, диплом за 2 место в классе скоростных кордовых моделей F2A и диплом за 3 место в классе радиоуправляемых пилотажных моделей F3A), Иванов Евгений (диплом за 1 место в классе пилотажных кордовых моделей F2B, диплом за 2 место в классе планеров HLG и диплом за 3 место в классе моделей-полукопий F4B), Барышников Константин (дипломы за 1 в классе радиоэлектролетов F5B7 и 2 место в классе пилотажных кордовых моделей F2B), Кайль Денис (диплом за 2 место в классе метательных радиопланеров F3K).
Руководитель авиамодельного клуба ЦТТ Шуряков Александр Доликович был награжден грамотой Красноярского краевого дворца пионеров и школьников за содействие развитию технических видов спорта в Красноярском крае.
|